Мультимедийные технологии как средство формирования музейной культуры учащихся детских школ искусств
Работая с сайтом, я даю свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта обрабатывается системой Яндекс.Метрика
SCIENTIFIC JOURNAL BULLETIN OF VORONEZH INSTITUTE OF HIGH TECHNOLOGIES
Online media
ISSN 2949-4443

Multimedia Technologies as a Means of Forming Museum Culture of Pupils of Children's Art Schools

Voronina A.V.  

UDC 371.68

  • Abstract
  • List of references
  • About authors

The article examines the prospects of using multimedia technologies as a tool for modernizing the educational process and museum practices. The relevance of the study is determined by the need to enhance the effectiveness of education and expand the educational potential of cultural institutions in the context of digitalization. The key advantages of these technologies are identified, such as flexibility, interactivity, and the ability to integrate various types of information. Using specific tools (virtual tours, digital archives, AR/VR) as examples, the possibilities of their use for forming museum culture among students are analyzed. The practical significance of the work lies in developing guidelines for shaping the information policy of museums, which should integrate issues of digital asset management, intellectual property protection, and risk mitigation associated with digital transformation.

1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О.В. Беззубова // Коммуникация и образование: Сборник статей. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 418–427.

2. Гольянова В.Н. Образовательный процесс с учётом потребностей подростка / В.Н. Гольянова, М.Н. Емельянова // Народное образование. – 2015. – № 3 (1446). – С. 169–175.

3. Гук Д.Ю. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие / Д.Ю. Гук, В.В. Определёнов // Материалы ХХ годичной научной конференции Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – Москва: Издательская группа URSS, 2014. – С. 413–415.

4. Комлев Ю.Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю.Э. Комлев // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 5. – С. 254–258.

5. Кривцова М.А. Организация школьного художественного музея как средство формирования инновационной культурно-образовательной среды в системе дополнительного образования / М.А. Кривцова, И.Р. Селигеева, М.В. Пугачева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (289). – C. 22–26.

6. Ли А.В. Влияние мобильных и мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков / А.В. Ли // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т. 5, № 5. – С. 760.

7. Артефакт – гид по музеям России. Artefact – цифровая платформа интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности. Нацпроект Минкультуры России [Электронный ресурс]. – URL: https://ar.culture.ru/ (дата обращения: 23.11.2025).

8. Руденко А.М. Социально-философская сущность музейной культуры и ее значение в становлении исторического сознания / А.М. Руденко // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 97–105.

9. Стариков Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Стариков Дмитрий Александрович; Волж. гос. инженер.-пед. акад. – Нижний Новгород, 2009. – 26 с.

10. Фашаян Е.Р. Цифровые технологии в музейной культурно-образовательной деятельности / Е.Р. Фашаян // Дизайн. Искусство. Промышленность. – 2022. – № 9. – С. 41–48.

11. Шампанер Г.М. Педагогические основы создания и использования технологии мультимедиа в образовательном процессе: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шампанер Галина Марковна; Алтайский гос. ун-т. – Барнаул, 2000. – 169 с.

Voronina Alla Vasilievna

Voronezh State Pedagogical University

Voronezh, Russia

Keywords: multimedia technologies, digitalization of education, museum culture, augmented reality (AR), virtual reality (VR), educational process, interactive learning

For citation: Voronina A.V. , Multimedia Technologies as a Means of Forming Museum Culture of Pupils of Children's Art Schools. Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies. 2025;19(4). Available from: https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1455 (In Russ).

4

Full text in PDF

Received 23.11.2025

Revised 04.12.2025

Accepted 04.12.2025