Ключевые слова: дополнительное образование, стратегическое планирование, екатеринбург, муниципальная политика, цифровая платформа, кадровый потенциал, устойчивое развитие
Развитие стратегического планирования системы дополнительного образования детей в муниципальном образовании г. Екатеринбурга: опыт, проблемы и перспективы
УДК 338.4
В работе анализируются процессы проектирования, реализации и мониторинга Стратегии развития системы дополнительного образования детей города Екатеринбурга на горизонте 2021–2030 гг. Представлены результаты контент-анализа муниципальных программ, интервью со стейкхолдерами (руководители учреждений, педагоги, родители) и вторичных статистических данных за 2018–2024 гг. Выявлены ключевые достижения: рост охвата детей программами дополнительного образования детей до 78%, диверсификация направленностей, запуск цифровой платформы «Навигатор». Одновременно зафиксированы проблемные зоны – несбалансированное территориальное распределение ресурсов, кадровый дефицит в сфере профилей, ограниченная синхронизация с целями социально-экономического развития агломерации. Предлагается модель многоуровневого стратегического планирования, объединяющая горизонт учреждений, городской уровень и сетевое взаимодействие с региональными и федеральными программами.
1. Стратегическое планирование в сфере дополнительного художественного образования детей (на примере Екатеринбурга) / А.М. Боталов, Н.В. Боталова, Н.И. Визирякина, Е.В. Соколова // Муниципалитет: экономика и управление. – 2022. – № 1 (38). – С. 77–86.
2. Ваниватова А.С. Направления и механизмы развития учреждения дополнительного образования детей в условиях повышения конкуренции / А.С. Ваниватова, А.В. Павлов // Про-ДОД. – 2024. – № 2 (50). – С. 119–127.
3. Гончарова М.Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М.Н. Гончарова, В.О. Дрей, А.Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2023. – С. 21–25.
4. Караева Ф.Е. Формирование цифрового пространства экономической системы / Ф.Е. Караева, О.А. Рыкалина // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 12 (170). – С. 347–353.
5. Кувшинкова И.А. Мотивационный мониторинг в системе регионального дополнительного образования детей / И.А. Кувшинкова, Е.В. Решетникова // Современное образование: наука и практика. – 2024. – № 1 (22). – С. 26–30.
6. Резинкина Л.В. Стратегические ориентиры поддержки и сопровождения педагогов в муниципальной территории / Л.В. Резинкина, А.Е. Марон // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2021. – № 1. – С. 4–6.
7. Соколова Е.В. Муниципальная система художественного образования детей Екатеринбурга: принципы устойчивости и развития / Е.В. Соколова, Н.В. Боталова // Управление культурой. – 2022. – № 3 (3). – С. 32–40.
8. Суркис Н.В. Стратегия развития муниципальной системы образования как инструмент решения задач в сфере образования, консолидации местных сообществ и оформления бренда территории / Н.В. Суркис // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2023. – № 1 (50). – С. 24–30.
9. Программа развития в системе стратегического управления учреждением дополнительного образования (на примере ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров» Санкт-Петербурга) / И.Н. Чурилина, Н.М. Чуклина, О.Р. Исакова, О.Г. Полякова // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 4 (50). – С. 230–238.
Ключевые слова: дополнительное образование, стратегическое планирование, екатеринбург, муниципальная политика, цифровая платформа, кадровый потенциал, устойчивое развитие
Для цитирования: Мазур К.Р. , Куликова Е.С. , Развитие стратегического планирования системы дополнительного образования детей в муниципальном образовании г. Екатеринбурга: опыт, проблемы и перспективы. Вестник Воронежского института высоких технологий. 2025;19(2). Доступно по: https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1433
Поступила в редакцию 05.06.2025
Поступила после рецензирования 23.06.2025
Опубликована 30.06.2025