Ключевые слова: мультимедийные технологии, цифровизация образования, музейная культура, дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR), образовательный процесс, интерактивное обучение
Мультимедийные технологии как средство формирования музейной культуры учащихся детских школ искусств
УДК 371.68
В статье рассматриваются перспективы применения мультимедийных технологий как инструмента модернизации учебного процесса и музейной практики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности образования и расширения образовательного потенциала культурных учреждений в условиях цифровизации. Выявлены ключевые преимущества данных технологий, такие как гибкость, интерактивность и способность к интеграции различных типов информации. На примере конкретных инструментов (виртуальные экскурсии, цифровые архивы, AR/VR) проанализированы возможности их использования для формирования музейной культуры у учащихся. Практическая значимость работы заключается в разработке ориентиров для формирования информационной политики музеев, которая должна интегрировать вопросы управления цифровыми активами, защиты интеллектуальной собственности и минимизации рисков, связанных с цифровой трансформацией.
1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О.В. Беззубова // Коммуникация и образование: Сборник статей. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 418–427.
2. Гольянова В.Н. Образовательный процесс с учётом потребностей подростка / В.Н. Гольянова, М.Н. Емельянова // Народное образование. – 2015. – № 3 (1446). – С. 169–175.
3. Гук Д.Ю. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие / Д.Ю. Гук, В.В. Определёнов // Материалы ХХ годичной научной конференции Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – Москва: Издательская группа URSS, 2014. – С. 413–415.
4. Комлев Ю.Э. Мультимедийные технологии в культурно-образовательной деятельности музея / Ю.Э. Комлев // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 5. – С. 254–258.
5. Кривцова М.А. Организация школьного художественного музея как средство формирования инновационной культурно-образовательной среды в системе дополнительного образования / М.А. Кривцова, И.Р. Селигеева, М.В. Пугачева // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (289). – C. 22–26.
6. Ли А.В. Влияние мобильных и мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков / А.В. Ли // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т. 5, № 5. – С. 760.
7. Артефакт – гид по музеям России. Artefact – цифровая платформа интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности. Нацпроект Минкультуры России [Электронный ресурс]. – URL: https://ar.culture.ru/ (дата обращения: 23.11.2025).
8. Руденко А.М. Социально-философская сущность музейной культуры и ее значение в становлении исторического сознания / А.М. Руденко // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 97–105.
9. Стариков Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Стариков Дмитрий Александрович; Волж. гос. инженер.-пед. акад. – Нижний Новгород, 2009. – 26 с.
10. Фашаян Е.Р. Цифровые технологии в музейной культурно-образовательной деятельности / Е.Р. Фашаян // Дизайн. Искусство. Промышленность. – 2022. – № 9. – С. 41–48.
11. Шампанер Г.М. Педагогические основы создания и использования технологии мультимедиа в образовательном процессе: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шампанер Галина Марковна; Алтайский гос. ун-т. – Барнаул, 2000. – 169 с.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, цифровизация образования, музейная культура, дополненная реальность (AR), виртуальная реальность (VR), образовательный процесс, интерактивное обучение
Для цитирования: Воронина А.В. , Мультимедийные технологии как средство формирования музейной культуры учащихся детских школ искусств. Вестник Воронежского института высоких технологий. 2025;19(4). Доступно по: https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1455
Поступила в редакцию 23.11.2025
Поступила после рецензирования 04.12.2025
Принята к публикации 04.12.2025